WWW. YURY PAVL .RU

Статьи о сером попугае Алексе



Издавна наиболее способными к подражанию человеческой речи считаются серые попугаи, или жако.
Птицы, пользуясь относительной неуязвимостью от хищников, могут беспрепятственно выражать свое текущее эмоциональное состояние, поэтому у них, как правило, доминирует эмоциональная языковая подсистема. Это принципиально важно при обучении попугаев навыкам ЗЧР. Поэтому при обучении птиц в первую очередь формируются функциональные системы связанные с эмоциональным состоянием птиц – эмоциональная языковая подсистема. Подробнее (см. WWW.ZOOTON.NET, раздел «Возникновение речи. Теория и практика». Модель комплексной функциональной системы). Отсюда при обучении будут эффективны эмоционально значимые короткие словосочетания. Например: «Доброе утро!», «Спокойной ночи!», «Мало! Мало!», «Ноль!», «Молодец!», «Довольно!», «Хорошо!» и т. д. и т. п.
В исследованиях очень сложно учесть такой мешающий фактор как эмоциональная составляющая речи, передаваемая интонацией. Тем более что с попугаем Алексом соперничал значительный коллектив студентов-исследователей. Отсюда ясно, что условия проведения эксперимента, да и сам метод обучения не могли быть простыми.
Алекса не стало. А ведь его опыт мог легко быть закреплен другими попугаями в соответствии с нашими изобретениями. Появляется возможность реализовать обучение, как процесс формирования и становления языковой системы под контролем людей. Конечно для этого необходим соответствующий уровень работы с животными. Подробнее см. www.yurypavl.ru, разделы "Обучение попугаев человеческой речи. Обзор известных методик" и "Парадигма. Решение проблемы говорящих животных".



Птичье ничто: серый попугай впервые познал ноль

Серый попугай прославился благодаря тому, что понял "ничто" и "ничего". На Западе люди разобрались с нолём только в 1600-х, хотя в Индии это произошло тысячелетием раньше. Теперь же учёные говорят, что "птичий Эйнштейн" обладает подобным нолю понятием.

28-летний Алекс – и без ноля личность в мире людей известная. У него даже имеется "собственный" фонд — Alex Foundation — который под руководством американской исследовательницы Ирэн Пепперберг (Irene Pepperberg) с 1977 года занимается изучением интеллекта и особенностей поведения четырёх африканских серых попугаев (Psittacus erithacus).

Алекс – самый старый из них. Он с самого рождения под пристальным наблюдением учёных живёт в лаборатории университета Брендейса (Brandeis University). И несмотря на то, что этот попугай имеет мозг размером с грецкий орех, птица не раз демонстрировала арифметические (и не только) таланты.

Последние же достижения Алекса настолько впечатлили доктора Пепперберг и Джесси Гордон (Jesse Gordon), что они опубликовали об этом статью в "Журнале сравнительной психологии" (Journal of Comparative Psychology), который издаёт Американская ассоциация психологов (APA).

Статья называется "Понимание чисел серым попугаем, включая подобное нолю понятие" (Number Comprehension by a Grey Parrot (Psittacus erithacus), Including a Zero-Like Concept).

Как сообщают исследователи, Алекс недавно "начал спонтанное использование" слова "none" ("ничто", "никто", "ни одного"), чтобы описать отсутствие количества, то есть – он обладает понятием, подобным нолю (zero)".

Ирэн Пепперберг и Алекса связывают давние и тесные отношения (фото с сайта avianadventures.com).

"Понятие ноля у Алекса не идентично нашему, но он неоднократно показывал нам, что осознаёт отсутствие количества", — указывают учёные.

Ноль является абстрактным даже для людей: дети обычно усваивают это в возрасте 3 или 4 лет. Цифра и концепция "ничто" — не так очевидна и понятна для сознания, как буквальный счёт предметов.

Несколькими годами ранее Алексу "вдалбливали" другое значение "none" — нехватка информации. Однако попугай сумел перенести слово в контекст, включающий в себя числа.

Шимпанзе, к примеру, показывают некоторое понимание ноля, но только после периода обучения. Так что подвиг Алекса — первый в своём роде. К тому же, понимание пришло к нему спонтанно.

История эта началась, когда учёные решили проверить, понял ли Алекс небольшие числа — от 1 до 6 (ноля от попугая никто не ожидал). Исследователи разложили перед птицей множество помеченных цифрами объектов разных цветов и размеров и задавали вопросы, типа "какого цвета четвёрка?".

Поначалу Алекс даже без обучения хорошо справился с несколькими испытаниями, но потом начал "выделываться": игнорировать вопросы или намеренно давать неправильные ответы — казалось, он наслаждался огорчением экспериментаторов.

По-видимому, птица заскучала из-за однообразия положенных ей в случае успеха призов и наград. Алексу предложили более интересные игрушки, и он после двух недель "обструкционизма" неохотно вернулся к игре, иногда всё же сознательно саботируя эксперименты.

Один из случаев такого саботажа удивил учёных.

Перед Алексом положили наборы из двух, трёх и шести объектов — все наборы были разных цветов — спросили "какого цвета три?". Попугай ответил "пять" и продолжал настаивать на этом.

Говорят, что серые попугаи или жако живут до 100 лет. Так что у 28-летнего Алекса ещё всё впереди (фото Jenny Pegg).

Конечно, "пятый цвет" не имел никакого смысла. После нескольких безуспешных попыток получить приемлемый ответ экспериментатор бросил: "Ладно, Алекс, скажи мне: какого цвета пять?". "Никакого", — ответила птица. И это было правильно, поскольку единого цвета для пяти объектов не было.

Исследователи продолжили опыты, стараясь включать в них "нулевой" вариант ответа, и Алекс последовательно использовал слово "none" корректно.

"Мы пока не можем определить, какой познавательный процесс привёл к такому поведению, — признаются учёные. — Можно лишь предположить, что его действия, начавшиеся вскоре после периода непослушания, из которого следуют отсутствие интереса к данной задаче, и были возможной попыткой сделать процедуру более стимулирующей".

Между тем, Пепперберг подчёркивает, что "none" и "zero" — не одно и то же. Но так как Алекс не знал "zero", исследователи полагают, что он начал использовать другое, известно слово, чтобы обозначить отсутствие количества.

Однако неясно, что именно подразумевал попугай под своим "none" — никаких цветов, никаких объектов или что-то ещё.

"Сейчас мы начали ещё одну серию экспериментов, чтобы узнать, можно ли его заставить понять, что "none" не может использоваться для истинного обозначения ноля, — сообщила исследовательница. — Пока слишком рано делать окончательные выводы".

Так или иначе, Алекс не в лишний раз показал, что птицы умнее и сообразительнее, чем мы думаем. Конечно, математические способности попугая, вроде сложения и вычитания, будут изучаться дальше.

Но Ирэн Пепперберг сомневается, что достижения Алекса, или некоторых других животных, типа шимпанзе, говорят о возможности "полного обучения": "Скорее, эти навыки основаны на более простых познавательных способностях, в которых они нуждаются для выживания, например, признания "больше" против "меньше".

Статья получена: Membrana.ru

Опубликовано: 15.08.2005, 20:02

Начала математики для пернатых

Почтенный 28-летний попугай Алекс не слывёт великим гением. Дураком, впрочем, тоже: умён, но не более других.

К своим годам он научился считать до шести (опровергнув тем самым распространённое мнение, что наученные говорить птицы просто подражают человеческой речи, не понимая значения слов) и отличать геометрические формы; более того, он точно знает, что у кукурузы зёрна жёлтого цвета.

Питомец Айрин Пепперберг, адъюнкт-профессора психологии Университета Брэндис в Уолтаме (штат Массачусетс), Алекс - один из трёх серых африканских попугаев, избранных Пепперберг для своих исследований. Эти пернатые известны тем, что чище и чётче других птиц произносят выученные слова, а потому с ними легче работать.

Пепперберг и её студенты сумели научить Алекса отличать 100 различных предметов. Для этого использовалась своеобразная методика, разработанная другими учёными, - "образец/соперник". Суть проста: Пепперберг вручает кому-нибудь какой-нибудь предмет, который для любопытного попугая может представлять интерес, например, кусочек пробки, - с условием, что этот кто-то произнесёт слово "пробка". Если этот кто-то издаст какой-нибудь ещё звук, он ничего не получит.

Но славен Алекс стал не только и не столько потому, что его научили считать до шести. А потому, что, похоже, он продемонстрировал некие возможности своего интеллекта, которые не только птицам, но и даже животным до сих пор никто и не думал приписывать.

Алекс продемонстрировал наличие понимания такой категории, как ноль.

Ноль - как отсутствие предметов для исчисления - абстрактная категория, выдуманная людьми. Известно, что она недоступна понимаю маленьких детей - до трех-четырех лет те не способны понять смысла цифры, описывающей пустоту.

А тут попугай...

Мозг птиц устроен иначе, нежели мозг млекопитающих. Ранее считалось, что он просто куда примитивнее, однако в последнее время некоторые учёные всё чаще призывают пересмотреть старые представления (коим, кстати, уже под сотню лет). Всё больше учёных склоняется к тому, что познавательные способности птиц, мягко говоря, недооценены, - и, похоже, не напрасно.

Около года назад Айрин Пепперберг занималась исследованиями арифметических способностей Алекса. Уже было известно, что попугай может поглядеть на разложенные на столе вперемешку синие и зелёные шарики и кубики и сказать, сколько на столе лежит именно синих кубиков.

"Очевидно, речь шла не о простом ассоциативном механизме, однако нам необходимо было доказать это", - говорит Пепперберг.

Алексу предъявляли разное количество цветных кубиков, задавая вопросы типа "Какого цвета три?" (What color three?), - и попугай должен был найти три одинаковых предмета, и назвать их цвет.

Однажды Пепперберг задала такой вопрос - и получила озадачивающий ответ: "Пять". Некоторое время у исследовательницы ушло на то, чтобы понять, что, чёрт возьми, происходит, и почему попугай в ответ выдаёт число, а не цвет, да к тому же решительно не имеющее отношения к действительности число: на столе были два синих кубика, три зелёных, четыре жёлтых и шесть оранжевых.

Наиболее простой ответ, пришедший ей сначала в голову - это что Алекс просто устал. После 10-15 таких заданий он обычно просил еду или игрушку, или просто начинал давать неверные ответы, чтобы от него отвязались.

"Ну, ладно, умник, а какого цвета пять?" - спросила Пепперберг.

"Ни одного" ("None"), - ответил попугай. И не случайно, поскольку на столе перед ним наблюдалась пара кубиков одного цвета, три другого и ещё шесть - третьего. Набора из пяти одноцветных кубиков не было.

Слово None попугай не сам выдумал. Ему уже приходилось сталкиваться с этим понятием в ходе исследований его способности определять сходства и различия между предметами, - однако он в первый раз воспользовался этим словом в такой ситуации и в таком - математическом - смысле. По крайней мере, его этому не учили.

Чтобы доказать, что речь идёт именно о понятии математического нуля, Пепперберг в дальнейшем неоднократно задавала вопросы, подразумевающие ответ "ни одного" в ходе других исследований.

Результаты оставались сходными: попугай правильно ответил пять из шести раз.

Недавно Айрин Пепперберг устроила Алексу дополнительную проверку его понимания нуля: ему предлагалось сложить количество бобов, извлекаемых из под нескольких кружек.

Пока что ему приходится внушать, что если под кружкой нет боба, то и здесь следует говорить "None".

И в любом случае, Айрин Пепперберг утверждает, что попугай Алекс - неглуп, но и не более того; во всяком случае, - не гений.

"Тут свою роль сыграло общение с людьми и вся эта дрессировка", - отмечает исследовательница. Но уже сам факт, что попугай сам выработал понятие нуля, - свидетельствует о многом.

"У Алекса явно наличествует понятие, сходное, но не идентичное, с нашим понятием нуля; он неоднократно демонстрировал, что он осознаёт отсутствие каких-либо предметов", - подводит итог Пепперберг.

Птичьи мозги, говорите? Похоже, не так они и плохи.

Статья получена: Membrana.ru

Опубликовано: 15.08.2005, 20:02


Быстрый переход для посетителей, зашедших на эту страницу непосредственно из Интернета:
1. На меню сайта
2. На главную страницу сайта и меню
3. На базовую страницу сайта и меню с дополнительной и справочной информацией.