Переход на YURYPAVL.RU
YURYPAVL .RU
ГОВОРЯЩИЕ ЖИВОТНЫЕ . ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ЮРИЯ ПАВЛОВА!

Разделы и подразделы сайта смотрите на базовой странице ПЕРЕХОД НА БАЗОВУЮ СТРАНИЦУ (УДОБНО ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)
№ п/пМеню
1.Говорящие животные. Базовая страница
2.ГОЛОСА ГОВОРЯЩИХ ЖИВОТНЫХ
3.Говорящие животные - наши питомцы
4.Возможно ли широкое распространение говорящих животных?
5.Говорящие животные. Парадигма. Решение проблемы
5.1.Феномен говорящих животных
5.2. Молекулярная генетика мозга. Оптимизация обучения
5.3.Передача индивидуального опыта животных
5.4.Обучение попугаев человеческой речи
5.4.1.Статьи о говорящем попугае Алексе
5.5.Говорящие животные. Лингвистические основы языка
5.6.Говорящие животные. Исследования. Перспективы
6.Говорящие животные. Изобретения
6.1.1.Говорящие животные. Текст описания изобретения
6.1.2.Говорящие животные. Список литературы
6.1.3.Говорящие животные. Реферат изобретения
6.1.4.Говорящие животные. Формула изобретения
6.1.5.Переписка
6.1.5.1.Ответ на запрос
6.1.5.2.Доводы
6.1.5.3.Ответ на запрос (заключительный)
6.2.Основания для отказа
6.3.Возражение на решение
6.4.Комментарий
6.5.Заключение
7.Говорящие животные. Актуальные задачи
8.Говорящие животные. Перспективы
9.Говорящие животные в рекламе
10.Немного о себе и невольно, о ... стране
11.Литература
12.Справка
13.Музыка логики
14.Анекдоты. Говорящие животные
15.Наш E-mail


Обучение попугаев человеческой речи. Обзор известных методов обучения

Мы приводим наиболее распространенные представления о попугаях и методах их обучения.

Из текста ясно, что получается как всегда – виноват попугай, независимо от его способностей (самый обычный волнистый попугайчик смело сопоставляется с популярнейшим «говоруном» жако), а не метод обучения и хозяин попугая.

Из обзора известных методов обучения попугаев, включая метод по которому обучался знаменитый Алекс, ясно, что эффективнный метод обучения попугаев и на сегодняшний день не известен.
Алекса не стало. А ведь его опыт мог легко быть закреплен другими попугаями в соответствии с нашими изобретениями.

Появляется возможность реализовать обучение, как процесс формирования и становления языковой системы под контролем людей. Конечно, для этого необходим соответствующий уровень работы с животными.


Одна из причин большой популярности попугаев — это их способность подражать различным звукам, в том числе и человеческой речи. Однако способности этих птиц настолько индивидуальны, что сказать о каком-то виде, что наиболее «разговорчивы» именно эти попугаи, пожалуй, будет не совсем правильно. Безусловно, некоторые виды крупных попугаев способны очень точно копировать пение и крики других птиц, лай собак, звонок телефона и многие другие звуки, но человеческую речь они или не усваивают совсем, или воспроизводят весьма искаженно, и нужна привычка, чтобы понимать слова, «сказанные» попугаем.

Издавна наиболее способными к подражанию человеческой речи считаются серые попугаи, или жако. Действительно, среди этих птиц попадается довольно много особей, копирующих голос человека очень точно, сохраняя и особенности тембра, позволяющие безошибочно определить, кому принадлежит голос — мужчине, женщине или ребенку, а также интонации. Но и среди серых попугаев нередко попадаются бесталантные птицы, от которых владелец годами не может добиться разговора. Зато такие попугаи легко перенимают другие звуки, например, высвистывают довольно сложные мелодии, удачно копируют смех, кашель и многое другое.

Обучение ручных попугаев произносить отдельные слова, фразы и т. п., также не может быть канонизировано. Очень многое в этом вопросе зависит от вида попугая, возраста, пола, степени прирученности и, конечно, индивидуальных способностей птицы. Некоторые виды попугаев, о чем уже упоминалось, считаются более способными к подражанию человеческой речи, другие — менее, но среди последних вдруг появляются отдельные «талантливые» птицы, легко усваивающие множество слов и нарушающие этим установившееся мнение о них. Или наоборот, к примеру, популярнейший «говорун» жако может прожить долгие годы и не произнести ни единого слова, в то время как самый обычный волнистый попугайчик в течение года «выучивает» около сотни слов, фразы, иногда даже стихи.

Нельзя согласиться с таким (весьма распространенным) методом обучения попугаев «заучивать» слова, когда человек произносит их перед клеткой с птицей, накрытой материей. Это якобы концентрирует внимание птицы на произносимых звуках. Но ведь попугай повторяет не только многократно слышимые им слова и звуки, а иной раз схватывает и единожды услышанное слово или звук и иногда весьма удачно и к месту повторяет его, что вряд ли сделает птица, которую обучают разговору в темном варианте. Применение подобного способа может быть понятно, когда хотят просто вдолбить в лексикон птицы максимальное количество слов, лишая попугая возможности «импровизировать своим словарным запасом». Ведь многие говорящие птицы увязывают отдельные слова с определенными действиями или поступками людей, при которых слышат эти слова. Например, очень распространен такой вариант: утром входящий в комнату человек здоровается с птицей, а вечером перед тем, как погасить на ночь свет, говорит ей: «Спокойной ночи»; попугай, усвоив эти фразы, большей частью применяет их именно в этих ситуациях. Сказав утром: «доброе утро», птица в течение дня больше не произносит эту фразу, так же, как и «спокойной ночи» она произносит ко времени выключения света. Подобных примеров можно привести множество. Это подтверждает высокую организацию нервной деятельности попугаев, проявление которой затрудняется при обучении этих попугаев в закрытых материей клетках.

Самое лучшее, что можно рекомендовать, — это максимум общения с птицей. Клетку с попугаем необходимо ставить в том помещении квартиры, где люди находятся больше всего. Это может быть и жилая комната и кухня. Необходимо только помнить, что, располагая клетку на отведенном месте, ее не следует куда-то впоследствии перемещать, двигать, задевать при проходе и т. п. Не следует также располагать ее в центре комнаты, а лучше — у одной из стен, чтобы птица не ощущала за спиной пустоты или угрозы, а могла видеть приближающегося к ней человека и при необходимости отступить к дальнему краю клетки, имея в качестве «защиты от окружения» стену комнаты.

Не рекомендуется также располагать клетку с попугаем в местах возможных сквозняков или близко от телевизора. Затрудняется наблюдение за попугаем, если клетка стоит перед окном, так как проходящий свет мешает восприятию глаза. Наиболее подходящими местами для клетки с попугаем могут быть ближайшая к окну стена комнаты или противоположная окну. Клетку можно ставить на специальную подставку или столик, или просто повесить на вбитый в стену крюк или гвоздь. Если отведенное место для клетки недостаточно светлое, то восполнить этот недостаток можно неярким электрическим освещением. .

Способность попугаев говорить сделала их довольно ценными домашними питомцами еще с древних времен. В Машнави – рукописи афганского автора, 1250 года нашей эры, писатель рассуждает о древних методах тренировки речи у попугаев: «Попугаев учат говорить без понимания смысла слов. Метод выглядит так: между попугаем и преподавателем нужно поместить зеркало. Тренер, спрятанный за зеркалом, произносит слова, а попугай, видя собственное отражение в зеркале, считает, что это говорит «другой» попугай и начинает имитировать слова, произнесенные учителем за зеркалом».

Говорящие попугаи

Наибольшей способностью к воспроизведению человеческой речи обладают серые попугаи, амазонские, какаду и арары. Поэтому всех этих птиц обычно объединяют в группу говорящих попугаев, несмотря на отсутствие у них родственных признаков. Говорящие попугаи требуют сравнительно одинаковых условий содержания и при правильном уходе доживают до глубокой старости – 70 лет и более.

Ирен Пепперберг и её студенты сумели научить Алекса отличать 100 различных предметов. Для этого использовалась своеобразная методика, разработанная другими учёными, - "образец/соперник". Суть проста: Ирен Пепперберг вручает кому-нибудь какой-нибудь предмет, который для любопытного попугая может представлять интерес, например, кусочек пробки, - с условием, что этот кто-то произнесёт слово "пробка". Если этот кто-то издаст какой-нибудь ещё звук, он ничего не получит.

Подведем итоги

1. Эмпирически подобранные методы связаны с особенностями передачи индивидуального опыта – непрозрачный экран (ткань на клетке) или зеркало имитируют непосредственный контакт с виртуальным «животным-наставником» (ЖН) или «животным-демонстратором» (ЖД). Вспомним: « Животное может использовать лишь опыт его собственных отношений со средой или, возможно, в специальных случаях, опыт особи, с которой оно непосредственно контактирует. «(Yu.I. Alexandrov 1999).

2. В соответствии с нашей парадигмой при разработке эффективного метода обучения попугаев необходимо реализовать «процесс 3» (см.раздел "Исследования"). Формирование человеком навыков ЗЧР у особо одаренных животных, при этом изучаются, как правило, наиболее необходимые, по мнению человека, слова. Процесс осуществляется путем реализации сверхзадачи, поставленной человеком при активном участии самого животного. Используются специальные методики с учетом индивидуальных характеристик конкретного животного. В дальнейшем, эти животные могут использоваться в качестве животных-наставников в соответствии с «процессом 2» нашей парадигмы.

Безусловно, своеобразная методика разработанная учёными, - "образец/соперник" для Алекса в основном соответствует реализации процесса 3 нашей парадигмы.

3. У людей обычно доминирует смысловая языковая подсистема. В наших исследовательских работах с животными с навыками ЗЧР мы пришли к выводу, что это характерно и для других млекопитающих. Птицы, пользуясь относительной неуязвимостью от хищников, могут беспрепятственно выражать свое текущее эмоциональное состояние, поэтому у них, как правило, доминирует эмоциональная языковая подсистема. Это принципиально важно при обучении попугаев навыкам ЗЧР. В методах обучения попугаев необходимо учитывать этот фактор, связывая акцентируемое эмоциональное содержание изучаемых фраз и слов с их смыслом.

Поэтому при обучении птиц в первую очередь формируются функциональные системы связанные с эмоциональным состоянием птиц – эмоциональная языковая подсистема (Подробнее см. WWW.ZOOTON.NET, раздел «Возникновение речи. Теория и практика». Модель комплексной функциональной системы). Отсюда при обучении будут эффективны эмоционально значимые короткие словосочетания. Например: «Доброе утро!», «Спокойной ночи!», «Мало! Мало!», «Ноль!», «Молодец!», «Довольно!», «Хорошо!» и т. д. и т. п.

В исследованиях очень сложно учесть такой мешающий фактор как эмоциональная составляющая речи, передаваемая интонацией. Тем более что с попугаем Алексом соперничал значительный коллектив студентов-исследователей. Отсюда ясно, что условия проведения эксперимента, да и сам метод не могли быть простыми. Далее подробнее о говорящем попугае Алексе и ноле.

Формирование любой языковой системы представляет основную сложность. В случае даже очень упрощенной системы как, например, пение птиц. У птиц система основана на передаче своего эмоционального состояния, что способствует более легкому преодолению психологического барьера, связанного с целевой мотивацией. Поэтому, при еще более значительном несоответствии голосовому аппарату человека (акустическим и физиологическим (артикуляционным) особенностям ЗЧР), чем у высших млекопитающих (кошек, собак), птицы, тем не менее, общеизвестны, как говорящие животные.

Наша статья впервые опубликована: 3.08.2009, 7:25

Наши статьи.

Повышение эффективности обучения животных на основе особенностей экспрессии непосредственных ранних генов (НРГ) в мозге, а также конкретных функциональных систем, составляющих индивидуальный опыт организма и формируемых в процессе обучения.( Cм. www.yurypavl.ru, раздел «Молекулярная генетика мозга. Оптимизация обучения")


Молекулярная генетика мозга. Оптимизация обучения человека ( Cм. www.zooton.net, раздел «Молекулярная генетика мозга. Оптимизация обучения человека")


Быстрый переход для посетителей, зашедших на эту страницу непосредственно из Интернета:
1. На меню сайта
2. На главную страницу сайта и меню



Животные с навыками звуковой человеческой речи

Животные не могут превзойти речевые способности 2,5 летнего ребенка, причем, обычно им требуется больше времени, чем человеку, чтобы достичь этого (подробнее).

Информационная система распределенных сетей нейронов (РСН) мозга, животных с навыками звуковой человеческой речи, должна содержать следующие элементы: образ, слово, ассоциация, ситуация, исходная фраза (подробнее).

ЧЕЛОВЕК

Возникновение речи и связанного с ней человеческого сознания принципиально изменяют возможности человека.

Кодирование внешнего и субъективного миров абстрактными символами делает доступным мир внутренних переживаний с его мыслями и чувствами для других людей, создавая единое духовное пространство, отрытое для общения и накопления знаний (подробнее).

Таким образом, биологическая эволюция с ее законами приспособленности и дифференциального выживания заменяется новой фазой эволюции, которая совершается в умах людей:

  • За счет генерации процесса возникновения и развития языка и речи, более объективной оценки окружающей среды, в процессе общественного и индивидуального опыта человека происходит выделение все большего количества подмножеств систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения.
  • Эти подмножества систем качественно улучшают объективную оценку окружающей среды и результатов собственной деятельности.

В эволюции, эти адаптивные модификации функциональных систем, обеспечили приспособленность и дифференциальное выживание, привели к феномену человека и новой фазе нейроэволюции (подробнее).. .

Таким образом, в отношении мозга человека три фазы эволюционного цикла:
  • созревание (первый системогенез);
  • адаптивные модификации функциональных систем, обеспечивающих приспособленность и дифференциальное выживание (второй системогенез);
  • новые модификации подмножества систем, в которых представлены и обособлены категории субъективной оценки индивидом среды и собственного поведения, качественно улучшающие объективную оценку окружающей среды и результатов своей деятельности (третий системогенез);
оказываются тесно связанными на уровне механизмов регуляции экспрессии генов (подробнее).