WWW. YURY PAVL .RU

Cистемные закономерности, выявленные при изучении нейронной активности у животных


Исследования, связанные с фундаментальными вопросами формирования и функционирования нейробиологических процессов триады: слово - связь с совокупностью понятий и представлений - самостоятельный образ.

Использование изобретений позволяет сформировать у обучаемых животных ассоциативную связь между изучаемыми словами, фразами и их содержанием, отображаемым в сознании обучаемых в виде образов, возникающих в реальной жизненной ситуации, требующей произнесения изучаемых слов и фраз. Так, например, слово "давай" вначале ассоциировалось с просьбой подачи пищи. Фраза "мне надо" - с просьбой услуги туалета. Слово "мало" связывалось с просьбой повторить. Так как запас слов у животных достаточно большой, то практически любая жизненная ситуация может дать повод для изучения нового слова, известного животному или повторению пройденного. Далее, при практическом употреблении выученных слов расширяются ассоциативные связи, например, слово "давай" будет связано не только с просьбой подачи пищи, но и с желанием начать игру и т.д. и, наконец, с началом многих активных действий, связанных с этим словом. Слово "правильно" вначале связывалось с полнейшим удовлетворением от пищи, слово "нормально" означало просто удовлетворение от той же пищи. Затем при практическом употреблении в речи значения этих слов корректировались и расширялись. Активный словарный запас у наших кошек сейчас составляет около семидесяти пяти слов, однако может быть большим.

В процессе обучения наблюдается своеобразный прорыв в сознании животных. Так, коты Паря и Ваня первоначально были обучены фразам: "Паря и Юра - друзья", "Ваня и Юра - друзья".Через некоторое время автор был удивлен неожиданным обращением: "Юра, давай!" Оказалось - кот Паря самостоятельно систематизировал и объединил ранее полученные знания. Это не единичное событие и не случайность. Кот Праня из-за заболевания был переведен из общего питомника в соседнюю комнату. Однажды утром, как только я встал с кровати (т. е. достаточно шумно проявил себя), я услышал: «Алло, Юра». Это громко (за стенкой) прокричал кот Праня. Такое обращение полностью исключает вероятность предварительного заучивания фразы. Кот Праня ранее мог только слышать мои разговоры по мобильному телефону (иногда с функцией «громкой связи»).

Здесь представилась уникальная возможность "в чистом опыте", "с чистого листа", с учетом всех мешающих факторов исследовать вопросы формирования и функционирования нейробиологических процессов триады: слово - связь с совокупностью понятий и представлений - самостоятельный образ, при непосредственном изучении нейроструктур и их систем.


Факт общения с домашними животными, обладающими навыками звуковой человеческой речи (ЗЧР), необходимо исследовать. Известно, какое большое психоэмоциональное воздействие на человека оказывает слово. При диалоге с животным это мы фиксируем как у человека, так и у животного. Однако, для научных исследований этот факт нужно подтвердить. Используя специальную аппаратуру необходимо выявить нейроны, специфически активировавшиеся при предъявлении конкретных слов, которые были обнаружены в экспериментах на человеке (Александров Ю.И., 2001; Heit, Smith, 1988). Другой аппаратурой зафиксировать функциональную активность отдельных участков мозга.

У людей обнаружены нейроны, специализированные относительно использования отдельных слов (Heit etal, 1988). Мы считаем, что обнаружение аналогичных нейронов у высших животных позволило бы окончательно уточнить нашу проблему, тем более, что специализированные нейроны уже обнаружены относительно актов «социального контакта» с определенными особями в стаде у обезьян (Perrett et al., 1996). Далее необходимо исследовать взаимосвязи и формирования структур таких нейронов в соответствии с триадой: слово - связь с совокупностью понятий и представлений - самостоятельный образ. И, наконец, становление первичной системной специализации нейрона, и формирование взаимосвязи таких нейронов в процессе изучения языка (например, иностранного языка, т.е. и у человека).



Исследования. Перспективы

Надо иметь ясное представление, что основным объектом исследований является человек. Исследования мозга и обработка слуховых сигналов у человека очень сложны.

Однако в системной психофизиологии с позиций развитой в ней системно-эволюционной теории активность нейронов связывается не с какими-либо специфическими "психическими" или "телесными" функциями, а с обеспечением систем, в которые вовлекаются клетки самой разной анатомической локализации и которые, различаясь по уровню, сложности и качеству достигаемого результата, подчиняются общим принципам организации функциональных систем. Поэтому системные закономерности, выявленные при изучении нейронной активности у животных, могут быть применены для разработки представлений о системных механизмах формирования и использования индивидуального опыта в разнообразной деятельности человека, например, в задаче категоризации слов родного и иностранного языка. (Ю. И. Александров, 2003)

Поэтому предлагается провести четыре этапа исследований.

1. Феномен говорящих животных. Реализация новой парадигмы при обучении животных навыкам звуковой человеческой речи.

2. Рассмотреть модель комплексной функциональной системы и факторы возникновения и функционирования речи. Выявить и представить рассматриваемые функциональные системы.

3. Провести экспериментальные исследования функциональных систем у животных.

4. Реализовать итоговые экспериментальные исследования человека с учетом предыдущих этапов.

Таким образом, исследования феномена говорящих животных и обучение животных навыкам звуковой человеческой речи являются ключевыми и исходными для целого комплекса исследований человека.


Быстрый переход для посетителей, зашедших на эту страницу непосредственно из Интернета:
1. На меню сайта
2. На главную страницу сайта и меню
3. На базовую страницу сайта и меню с дополнительной и справочной информацией.


.