ИССЛЕДОВАНИЯ


Говорящие животные. Биолингвистические основы языка


Американский лингвист Р. Хоккет(Hockett, 1960) предложил перечень из 8 базовых свойств языка человека в сравнении с коммуникационными возможностями других животных:

1.Двойственность: присвоение абстрактному символу определенного значения. Язык человека обладает одновременно звуковой и смысловой организацией. Речь состоит из конечного числа фонем, которые складываются тысячами различных способов и образуют смысловую структуру. Двойственность позволяет строить конструкции из абстрактных символов.

2.Продуктивность: способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, составленных из конечного числа имеющихся смысловых единиц.

3.Произвольность: сообщения организованы на базе абстрактных единиц-символов, а не на базе иконических "картинок".

4.Взаимозаменяемость: индивид, способный посылать сообщения, должен быть способен также и принимать сообщения.

5.Специализация: сообщение передается с помощью специализированной системы коммуникации. Передается сообщение о чем-либо, но не происходит непосредственного действия.

6.Взаимоменяемость: слова могут составляться в различной последовательности. Смысл сообщения зависит от порядка слов в предложении.

7.Перемещаемость: предмет сообщения может быть отдален во времени и пространстве от источника сообщения.

8. Культурная преемственность: способность передавать информацию о смысле сигналов от поколения к поколению на основании культурного научения, а не на базе генетической преемственности.

Интересно, что природная коммуникация некоторых животных (медоносных пчел) по большинству критериев соответствует требованиям, выдвигаемым Р.Хоккертом для того, чтобы считать их коммуникацию языком. Человекообразные обезьяны в экспериментах (обучение языку глухонемых или компьютерному языку) способны осваивать человеческий язык и пользоваться им, соблюдая его ключевые свойства(Savage-Rumbaugh, Lewin, 1994). Первые попытки научить обезьян разговаривать способствовали укреплению мнения, что язык присущ только человеку, а именно целиком укладывается в схему стимул - реакция на стимул. Выводы первых исследователей вполне соответствовали парадигме того времени о качественной уникальности человека. Фильм о неудачных попытках обучения обезьян увидели супруги Гарднеры, психологи из университета штата Невада. Гарднеры обратили внимание, что понять обезьяну куда проще, если сконцентрировать внимание на руках обезьяны. Каждое слово она сопровождала выразительным жестом(Gardner, Gardner, 1969}. С исследований Гарднеров начинается новая эра в исследованиях языковых способностей обезъян.

В статье М. Л. Бутовской представлен ряд исследований Центра по изучению языка при Йеркском приматологическом центре в Атланте, США. (Бутовская, 2005)


Быстрый переход для посетителей, зашедших на эту страницу непосредственно из Интернета:
1. На меню сайта
2. На главную страницу сайта и меню
3. На базовую страницу сайта и меню с дополнительной и справочной информацией.




.