WWW. YURY PAVL .RU

Решение проблемы говорящих животных. Парадигма


Специалисты, занимающиеся проблемой говорящих животных с высшими животными (дельфины, антропоиды, кошки, собаки), после серии неудач отказались от обучения животных навыкам звуковой человеческой речи (ЗЧР). Естественно, что звуковая человеческая речь использовалась как язык, а не для передачи эмоционального состояния, что характерно для пения птиц. Они решили попробовать научить животных пользоваться человеческим языком мимики и жестов, тем, который употребляют глухие от рождения люди. Эти опыты были удачны, например, словарь шимпанзе Ним составляет более 500 знаков (Зорина и др., 2001, Маклаков, 2001, Аткинсон и др., 1999, Глейтман и др., 2001). В январе 2003 г. Международные средства массовой информации сообщили, что в США несколько обезьян вдруг стали произносить четыре слова, причем это было совершенно неожиданно для людей, т.к. этому специально обезьяны не обучались.

Основные причины, препятствующие научению животных навыкам ЗЧР, заключены в отсутствии реальной парадигмы при решении проблемы говорящих животных. Т.е. нет исходной концептуальной схемы, модели, постановки проблемы и ее решения, а также разделения теории и практики при реализации способа.

Новая парадигма, предложенная и реализованная нами, состоит в выделении совокупности трех последовательных действий (процессов) для обучения животных навыкам ЗЧР.

Процесс 1. Поиск уникальных говорящих животных, своеобразных «самородков», которые сами ставят сверхзадачу – освоить навыки ЗЧР и реализуют ее. Среди них встречаются редчайшие из редчайших – уникумы. Таким уникумом, судя по его описаниям (Дубров, "Говорящие животные", 2007), был знаменитый кот из Баку – Мэси. Его словарный запас был около 70 слов. Уникумом был и слон Батыр из Карагандинского зоопарка, который при формировании навыков ЗЧР закладывал хобот в рот и сплющивал его так, чтобы подражать голосу человека (Дубров, "Говорящие животные", 2007). Из работ А. П. Дуброва, телепередач Дог-шоу и Кэт-шоу в США, Дог-шоу в России, наших работ ясно, что в природе представлен широкий спектр говорящих животных. Т.е. это животные с навыками ЗЧР в объеме от минимального – одного, два слова, причем это самая многочисленная группа животных, и до уникальных животных с активным словарным запасом свыше 10 слов. Последняя уникальная группа привлекла основное внимание А. П. Дуброва, как исследователя.

Интересно, что это несколько напоминает о подобной ситуации и у людей. Очень мало людей, способных подобно А. С. Пушкину совершенствовать язык. Но научиться подражать услышанному может каждый. А затем систематезировать и пополнять словарный запас при практическом употреблении языка. Здесь проявляются некоторые общие нейробиологические закономерности - формирование и функционирование дополнительных функциональных систем, связанных с речью (Подробнее см. WWW.ZOOTON.NET, раздел «Возникновение речи. Теория и практика». Модель комплексной функциональной системы), которые в данном случае справедливы для людей и высших животных. В связи с этим появляется возможность реализовать обучение, как процесс формирования и становления языковой системы под контролем людей, организующих этот процесс.

Использование описанных выше говорящих животных при реализации «процесса 2» нашей парадигмы, в качестве животных-наставников (ЖН), позволяет исключить научные и теоретические вопросы, т.к. обученные вновь говорящие животные обладают способностями ЖН. Животное-наставник своими реакциями и поведением убеждает других животных, что продемонстрированные им навыки могут быть повторены другими животными. Таким образом, с помощью «животных-наставников» формируют реальную целевую мотивацию у обучаемых животных.

Процесс 2. Целевое назначение этого процесса – накопление и закрепление все новых и новых навыков ЗЧР, а также «тиражирование» и обучение значительного количества животных с навыками ЗЧР. Использование последовательных действий «процесса 2» (или наших изобретений) позволяет реализовать обучение, как процесс формирования и становления языковой системы под контролем людей, организующих этот процесс. Причем такой процесс может быть связан с передачей всего ценного, что накоплено в предыдущих поколениях животных. Таким образом, достигается новый положительный эффект (технический результат изобретений).

Указанный результат достигается при осуществлении способа обучения животных навыкам ЗЧР, характеризующегося тем, что обучаемых животных помещают совместно с животным-наставником, ранее приобретшим навыки ЗЧР. Создают реальную жизненную ситуацию, требующую произнесения изучаемого слова, хорошо известного животному-наставнику, и способствуют произнесению этого слова. Затем после произнесения изучаемого слова или фразы животным-наставником, оценивают качество произнесенного слова и в соответствии с этим производят заслуженное награждение-подкрепление животного. Привлекают внимание обучаемых животных к процессу обучения, далее многократно повторяют описанные выше действия, добиваясь сначала подражания животному-наставнику, а затем правильного и массового произнесения обучаемыми животными изучаемых слов и фраз. При этом знания, соответствующие толкованиям значений слова, примерам его употребления в речи, фразеологическим сочетаниям, постепенно формируют в сознании животных, когда систематизируют и усложняют изучаемый материал при практическом употреблении языка. Причем словарь, т.е. совокупность изучаемых слов, формируют и используют как средство общения с другими членами языкового коллектива, при этом учитывают возможность звуковоспроизведения и звуковосприятия конкретного вида животных, целевую направленность их психики. Обучение животных навыкам ЗЧР реализуют как длительный и непрерывный процесс становления языковой системы, в котором особое внимание и содействие уделяют отдельным особо одаренным индивидуумам, способным значительно развить этот процесс.

Процесс 3. Формирование человеком навыков ЗЧР у особо одаренных животных, при этом изучаются, как правило, наиболее необходимые, по мнению человека, слова. Процесс осуществляется путем реализации сверхзадачи, поставленной человеком при активном участии самого животного. Используются специальные методики с учетом индивидуальных характеристик конкретного животного. В дальнейшем, эти животные могут использоваться в качестве животных-наставников в соответствии с «процессом 2» нашей парадигмы.

С помощью фрагментов языковой системы, которые у нас представлены как отдельные процессы, легко преодолевается основной психологический барьер. Так из формул изобретений следует, что в соответствии с последовательностью операций способа, животное, имеющее навыки ЗЧР в объеме хотя бы одного слова, своими реакциями и поведением убеждает других животных, что продемонстрированные им навыки могут быть повторены другими животными. Таким образом, снимается зоопсихологическая проблема формирования реальной целевой мотивации у обучаемых говорящих животных.

Формирование любой языковой системы представляет основную сложность. В случае даже очень упрощенной системы как, например, пение птиц. У птиц система основана на передаче своего эмоционального состояния, что способствует более легкому преодолению психологического барьера, связанного с целевой мотивацией. Поэтому, при еще более значительном несоответствии голосовому аппарату человека (акустическим и физиологическим (артикуляционным) особенностям ЗЧР), чем у высших млекопитающих (кошек, собак), птицы, тем не менее, общеизвестны, как говорящие животные.

Экспериментально был исследован вопрос о возможности процесса самообучения животных. Как известно, коты территориальные животные и они соперничают с чужими котами, претендующими на их территорию и тем более, если на этой территории обосновалась кошка. Взрослый кот был обучен сознательному использованию фразы: "Давай, самим мало"! На молодых котов эта фраза вначале производила ошеломляющее впечатление - они пятились и бежали, преследуемые котом, к границе охраняемой территории. Однако, матерые коты восприняли эту фразу, как попытку словчить и уйти от борьбы, и, соответственно, это только увеличило накал схватки. В результате этот кот перестал использовать какие-либо слова даже при контактах с молодыми котами. Таким образом, возможность процесса самообучения животных не зафиксирована. Однако, заочное обучение возможно. Занятия с кошками, как оказалось, внимательно прослушивали, благодаря чуткому слуху, собаки, находящиеся вне помещения. Чувства превосходства у собак, в этом случае, сработали как мотив к цели. В результате они почти заочно и самостоятельно освоили только одно слово "давай".


Быстрый переход для посетителей, зашедших на эту страницу непосредственно из Интернета:
1. На меню сайта
2. На главную страницу сайта и меню
3. На базовую страницу сайта и меню с дополнительной и справочной информацией.


.